Испытания электродвигателей – одна из услуг нашей организации, позволяющая удостовериться в том, что оборудование готово к безопасной и безаварийной эксплуатации после проведенного ремонта. Испытание электродвигателей переменного тока представляет собой широкий спектр различных операций, количество и объем которых зависит от того, какой ремонт был проведен (капитальный, срочный, текущий).
Приёмо-сдаточные испытания электродвигателей после ремонта для синхронных и асинхронных машин в обязательном порядке начинаются с внешнего осмотра. Оценивается целостность корпуса, состояние изоляционного материала, выводов обмоток, которые есть возможность проверить без разбора машины. Проверяются подшипники, состояние щеток, коллектора, щеткодержателей. Машина должна быть оснащена подходящей клеммной коробкой (что особенно важно для взрывозащищенных моделей) и соответствующим паспортным щитком.
Испытание электродвигателя переменного тока с поверкой узлов механизма – это оценка таких параметров:
- воздушных зазоров между статором и ротором;
- состояния вентиляторного узла;
- состояния подшипников.
Если по данным измерений отклонений от норм нет, осуществляются дальнейшие работы, включая испытание электродвигателя нагрузкой (высоковольтное) и на холостом ходу для выявления неисправностей.
Высоковольтное испытание электродвигателей
Применяемая типовая методика испытания электродвигателей до 10 кВ включает проверку состояния изоляционного материала обмоток, функциональных узлов двигателя, непосредственное испытание. При проверках изоляционного материала выполняется измерение его сопротивления. Если этот показатель в норме, то выполняется испытание электродвигателей повышенным напряжением (высоковольтное испытание).
Приемо-сдаточные испытания электродвигателей необходимы для подтверждения диэлектрической прочности изолирующих материалов, а также способности выдерживать обмотками повышенное напряжение сети. Испытание электродвигателей переменного и постоянного тока проводят повышенным постоянным, переменным напряжением 50 Гц. На специальном стенде на рабочие обмотки статора плавно подают повышенное напряжение. Измеряют токи в них в течение 1 минуты.
Испытание электродвигателя: особенности
После капитального ремонта электродвижка (с перемоткой обмоток статора) проводят контрольные (типовые) электрические испытания электродвигателей. Если по результатам ремонтных работ были изменены технические характеристики машины, и они стали отличными от паспортных данных, то выполняется типовое испытание-проверка электродвигателя. Если же технические характеристики после починки (восстановления) остались неизменными, то проводят контрольные испытания. Здесь к основным техническим характеристикам относятся мощность, вращающий момент, частота вращения ротора (якоря, вала).
Типовые послеремонтные испытания электродвигателя включают следующие работы (кроме основных, обязательных для всех типов проверки):
- Для машин переменного тока – испытание асинхронных электродвигателей кратковременным повышенным напряжением, током, проверка нагрева, определение КПД, мощности и максимального вращающего момента, оценка пускового тока, вибраций в работе.
- Для машин постоянного тока: оценка скоростной характеристики агрегата, КПД, проверка нагрева, определение зоны коммутации, проверка ее качества.
Испытание электродвигателей переменного тока (однофазных и трехфазных) после текущего ремонта включает меньший спектр работ.
В частности, с использованием специального оборудования осуществляется:
- проверка состояния изоляционного материала относительно корпуса двигателя и между витками обмотки;
- проверка повышенным напряжением на протяжении 60 сек (методика испытания электродвигателей до 10 кВ);
- работа на холостом ходу.